В газете «Ведомости» вышла публикация «Многолетние отношения Путина и Кнауфа начались еще в Петербурге»

Размещено 04.04.2012 on Компания and События

Как компании KNAUF удается избегать коррупции, работая на российском рынке стройматериалов почти 20 лет.

Ольга Проскурнина
Vedomosti.ru

История группы Knauf началась в разгар германского экономического кризиса 1930-х: как сообщается на сайте компании, «горные инженеры, братья Альфонс и Карл Кнауфы, были очарованы гипсом» и в 1932 г. начали разработку гипсового рудника в Шенгене. Сейчас компания, принадлежащая их сыновьям, Николаусу и Болдуину Кнауфам, является одним из крупнейших производителей стройматериалов в мире. К России Кнауфы начали присматриваться еще в 1970-е, открыв представительство в Москве. А в начале 1990-х удачно поучаствовали в приватизационных конкурсах, получив в собственность четыре завода (сейчас у Knauf 11 производственных предприятий в России). За исключением громкого скандала в Краснодарском крае в 1997 г., когда бывший директор «Кубанского гипса» попытался захватить власть на предприятии, вычеркнув Knauf из реестра акционеров, все у германских инвесторов в России сложилось хорошо. Какую роль здесь сыграло своевременное знакомство Николауса Кнауфа с Владимиром Путиным и как компания видит свое будущее на российском и мировых рынках, «Ведомостям» рассказал управляющий компаньон и гендиректор группы Манфред Грундке.

— Как сказался глобальный кризис на деятельности вашей компании во всем мире и на российском рынке в частности?

— Слава богу, кризис уже позади. И мы действительно от него пострадали <...> Нужно отметить, что кризис сказался не только на нас, но и на отрасли в целом. В результате кризиса строительная отрасль в России просела на 30%. Слава богу, в 2010 и в 2011 гг. отрасль оправилась от кризиса. Падение остановилось, и наши показатели в этом году и за прошлый год выше аналогичных показателей, которые наблюдались до кризиса. Россия серьезно пострадала от кризиса, и наша группа также. Правда, на некоторых рынках спад ощущался не так сильно, в частности в Западной Европе, а вот в Испании и США, наоборот, ситуация была плохая.

— А как вам новая волна кризиса?

— Сегодня это кризис невозврата внешних долгов. Мы имеем серьезные проблемы в Греции. Я считаю, что сейчас объем бизнеса в Греции упал на 30%. Сегодня мы наблюдаем неготовность правительств инвестировать, в частности, в южной части средиземноморского региона и в Италии, где наблюдается спад. Бизнес в Испании все еще не оправился от прошедшего глобального кризиса. Поэтому можно сказать, что ситуация там действительно плохая. Бизнес в США все еще находится в кризисе, в частности строительная отрасль. Если взять остальные страны, то благоприятное развитие наблюдается в Германии, Западной Европе и России.

— Что вы можете сказать о других странах BRIC: Бразилии, Китае, Индии?

— В настоящий момент мы много инвестируем в Бразилии. Там очень хорошая экономика, у них есть природные ресурсы и стабильная политическая ситуация. Их рынок интересен для нас. Мы инвестируем также в Китае. Наш бизнес в Китае относительно небольшой, но успешный. Сегодня мы можем внедрять там наши новые строительные материалы. Что касается Индии <...> На сегодняшний день у нас нет бизнеса в Индии.

— Каковы ваши прогнозы по нашему рынку на 2012 г.?

— Мы продолжим расти. За прошлый 2011 год здесь, в странах СНГ, в зависимости от продукта рост составлял от 10 до 15%. За первые два месяца 2012 г. мы показали очень хорошие результаты: рост составил около 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это очень хорошо.

— Как вы оцениваете текущий финансовый кризис в зоне евро, как он отражается на деятельности Knauf в Германии?

— В настоящее время Германия демонстрирует прекрасный рост, так как люди инвестируют в жилье, они вкладывают деньги в энергосберегающие технологии. Немцы ремонтируют свои дома, поскольку хотят меньше платить за энергетические расходы. Это хорошая для нас новость, и мы можем предложить строительные и изоляционные материалы, которые наилучшим образом подходят для таких энергосберегающих решений. В Германии и Западной Европе люди серьезно относятся к этому вопросу. Поэтому мы очень довольны таким развитием. Правительство Германии уже выделило дополнительно 5 млрд евро на реализацию энергосберегающих проектов. Германия — хороший рынок для нас, также Западная Европа и особенно — Россия.

— Вы лично верите в будущее евро?

— Да, ему нет альтернативы.

— Достаточно ли для вас иметь 11 компаний в России?

— О, достаточно, и мы довольны этим! Ну, а впрочем, это зависит от обстоятельств, есть отдельные сферы, в которые мы заинтересованы инвестировать. Но, если нам нужна будет организационная структура, типа компании, мы создадим еще одну или две. Это во многом зависит от наличия возможностей для бизнеса.

— Вы намерены строить новые производства или поглощать существующие компании?

— Для нас важен рыночный потенциал. Мы очень внимательно отслеживаем, где есть клиенты, и очень внимательно изучаем их потребности. На примере истории развития Knauf вы сами можете убедиться в том, что Knauf работает в этих двух направлениях. Мы покупали компании, мы инвестировали и модернизировали компании и создавали полностью новые. Например, мы недавно запустили новую линию по производству гипсокартона в Бухаре (Узбекистан). Мы также запустили новый крупный завод в Новонукутске в Сибири (Иркутская обл.). Официальной церемонии открытия у нас еще не было. Мы не проводим такие торжественные мероприятия зимой (смеется).

В Иркутской области проект создавался с нуля. В Бухаре обновляется и модернизируется действующая инфраструктура и построены совершенно новые объекты. Мы делаем и то и другое в зависимости от ситуации.

— Участвует ли Knauf здесь, в России, в федеральных и региональных тендерах, например в тендерах по строительству объектов для Олимпийских игр в Сочи?

— Обычно мы работаем через наших дилеров, поэтому мы, как правило, в тендерах напрямую не участвуем. В основном этим занимаются наши дилеры. Они делают заявки на участие в проектах или в строительстве крупных объектов, крупных жилых объектов, и мы оказываем им в этом поддержку материалами и технической документацией. И если говорить о Сочи, то мы поставляем все наши материалы, но только через наших дилеров.

— Это ваша обычная практика для всех Олимпийских игр?

— Да, это наша концепция. Мы работаем по этой схеме во всех странах. Мы не работаем напрямую со строительными компаниями и теми, кто занимается отделкой, мы всегда работаем только через дилеров.

— Сталкивалась ли ваша компания в России со случаями коррупции?

— Что вы имеете в виду?

— Ну, это подкуп должностных лиц, чиновников, которые препятствуют ведению бизнеса.

— Нет, мне о таких случаях ничего не известно. Мы не ведем наш бизнес таким образом. У нас здоровые деловые отношения с нашими дилерами. Мне ничего не известно о таких случаях в отношении Knauf. В определенном смысле коррупция — проблема, но мне ничего не известно о случаях, о которых вы говорите, в которых бы была замешана компания Knauf.

— Что вы думаете об инвестиционном климате в России, каков он в сравнении с другими странами, где вы работаете, — в СНГ, европейских странах, Китае, Бразилии?

— За первые два месяца этого года у нас хорошие показатели роста, 20%. Это действительно неплохой и довольно высокий результат. За все время Knauf инвестировала в Россию около 1 млрд евро, даже больше, если учитывать еще Сибирь (Новонукутск), и все инвестиции вкладывались при стабильной и предсказуемой конъюнктуре, что очень важно для инвесторов, и мы уверены в будущем, и в этом плане, думаю, мы вполне довольны. Это страна, в которой нужно считаться с определенными правилами, здесь много бюрократии по сравнению с другими странами, но, если вы соблюдаете эти правила, вы можете инвестировать при стабильных условиях, что мы и делали на протяжении многих лет. Мы придерживаемся этой стратегии и сейчас.

— Есть ли у вас ощущение, что у нас что-то изменилось после президентских выборов? Может быть, вы видите какие-либо новые политические риски в связи с текущей ситуацией?

— Видите ли, мы заняты в строительном бизнесе, и для нас важен стабильный инвестиционный климат. Мы не видим никаких изменений в политике, которая все эти годы была благоприятна для Knauf. Мы не видим каких-либо изменений, заставляющих нас волноваться о будущем, и это вселяет в нас оптимизм и мотивирует на дальнейшие инвестиции в России, и нам кажется, что у нас здесь хорошие условия для развития бизнеса, так как, насколько мы можем судить, ситуация здесь стабильная.

— Кто ваши главные конкуренты на мировом рынке и в России?

— У нас два основных конкурента: группа компаний Saint-Gobain и компания Lafarge, которая продала часть своего бизнеса компании Etex. Etex сейчас владеет гипсовым производством Lafarge. Я бы сказал: на глобальном рынке стройматериалов мы находимся втроем. Кроме того, на региональных рынках мы также конкурируем с американскими компаниями, но они сфокусированы только на внутреннем рынке США и мало работают за рубежом, особенно это касается USG. В Азии тоже есть свои компании, работающие на азиатском рынке. Я бы назвал группу Boral, которая купила часть бизнеса Lafarge, а также китайские компании.

— Входят ли в вашу международную стратегию планы слияния или поглощения каких-либо компаний, в том числе и ваших конкурентов?

— Если посмотреть историю Knauf, то можно увидеть, что мы всегда были заинтересованы в росте, является ли это органическим ростом с инвестированием в компании или расширением в результате приобретения, поглощения и слияния с другими компаниями. Мы продолжим придерживаться выбранной нами стратегии и готовы воспользоваться любой возможностью.

— До сих пор, как мне кажется, ваша компания росла постепенно, шаг за шагом поглощая и приобретая маленькие компании на рынке, действуя при этом не столь агрессивно, как, например, американские компании. Применяется ли эта стратегия сегодня?

— Видите ли, Knauf — это семейный бизнес, и Knauf располагает достаточными финансовыми ресурсами. Она принадлежит семье, и нам не нужно предпринимать каких-либо особых мер, чтобы понравиться маклерам фондовых бирж, аналитикам, банкирам или другим структурам. Мы предпринимаем меры, важные для нашего бизнеса и которые помогают компании и семье вести бизнес в долгосрочной перспективе. У нас долгосрочная стратегия, и мы не ориентируемся на квартальные обзоры, публикуемые в газетах. Это тот путь, который привел к созданию группы компаний Knauf, оборот которой на сегодня составляет примерно 6 млрд евро, которая обладает здоровым финансовым статусом. Поэтому я думаю, что за все прошедшее время мы делали все правильно, и мы продолжим придерживаться этой философии.

— Каков ваш прогноз по развитию глобального рынка строительных материалов на ближайшие 10-20 лет?

— Думаю, что показатели роста в странах BRIC, в которых Knauf имеет свой бизнес, кроме Индии, хотя в аббревиатуре BRIC есть I, — т. е. в Бразилии, России и Китае, — будут очень хорошими. Это как раз в Юго-Восточной Азии, т. е. в тех регионах, где мы имеем возможности для роста. Наша доля рынка в этом регионе небольшая по сравнению с другими регионами, поэтому у нас есть очень хорошие возможности для роста. Также будет наблюдаться рост в северной части еврозоны, в этом регионе наметилась тенденция инвестировать в энергосберегающее строительство, и это хорошая новость для нашего бизнеса. Может быть, в том регионе еврозоны, где долги правительств чрезмерно большие, у нас будут 2-3 года с низкими показателями роста, однако эти страны оправятся от долгового кризиса, и я оптимистично оцениваю среднесрочные перспективы. Через пять лет там также появятся хорошие условия для бизнеса.

Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/library/news/1588201/nam_ne_nuzhno_nravitsya_bankiram_manfred_grundke#ixzz1r4ZIi13i