«Росизол» объяснил, как реально сэкономить на услугах ЖКХ

Размещено 19.12.2011

14 декабря в пресс-центре «Российской газеты» состоялась пресс-конференция, организованная Некоммерческим партнерством «Росизол», членом которого является KNAUF Insulation: «Мифы и реальность в вопросах энергосбережения. Как реально сэкономить на услугах ЖКХ».

 

14 декабря в пресс-центре «Российской газеты» состоялась пресс-конференция, организованная Некоммерческим партнерством «Росизол», членом которого является KNAUF Insulation: «Мифы и реальность в вопросах энергосбережения. Как реально сэкономить на услугах ЖКХ». На мероприятии впервые были озвучены данные исследования ФОМ, которые показали, что потребители имеют слабое представление о реальных способах экономии энергии. Исполнительный директор «Росизол» Александр Фадеев рассказал, как производители теплоизоляционных материалов из минеральной ваты активно сотрудничают с государством в вопросах энергосбережения и информирования населения. В его докладе было рассказано о решениях в области экономии энергопотребления в сфере ЖКХ и озвучены цифры. Александр Фадеев выразил обеспокоенность тем, что проекты строительства домов по энергосберегающим технологиям пока единичны.

«Владельцы квартир и домов хотят, но не знают, как сократить расходы на оплату услуг ЖКХ» — таковы результаты исследования Фонда «Общественное мнение», озвученные Инной Ивановой, представителем ФОМ на пресс-конференции. Исследование посвящено мнению потребителей и выполнено по заказу «Росизол». В результате опроса выяснилось, что 39 % населения не знают, как сократить расходы на отопление. Самыми популярными ответами стали «установить счетчики» (17 %) и «снизить тарифы» (13 %). В среднем затраты населения на различные энергетические нужды по стране составили 2 943 рубля в месяц. Основная часть трат на коммунальные платежи идет на отопление — около 40 — 50 %.

«Владельцы частных домов говорят о том, что заниматься теплоизоляцией перед началом строительства намного дешевле и более рационально, нежели в процессе», — подчеркнула Инна Иванова. Респонденты, которые утеплили дом минеральной ватой, отметили, что в результате применения правильной теплоизоляции не только существенно сокращаются расходы на отопление, но и в целом в доме становится комфортнее.

Александр Фадеев, исполнительный директор некоммерческого партнерства «Росизол», которое объединяет крупных производителей, имеющих предприятия на территории РФ, рассказал о том, что в рамках закона об энергосбережении сейчас разрабатываются требования к энергоэффективности зданий, которые должны соблюдать застройщики и знать потребители. Каждый застройщик будет обязан уведомить потребителя о том, какого класса дом и сколько он потребляет энергии.

Сейчас вопрос энергосбережения стоит в России крайне остро — по прогнозам Всемирного энергетического агентства к 2030 году Россия может столкнуться с реальным дефицитом ресурсов. Известно, что на сектор ЖКХ приходится 40 % вырабатываемой тепло- и электроэнергии. Дефицит энергоресурсов означает для населения огромный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Уже сейчас темпы роста тарифов выше уровня инфляции: если прогнозируемый уровень инфляции на этот год меньше 7 %, то рост стоимости услуг ЖКХ составит по разным оценкам от 11 до 15 %. С 2001 по 2011 год стоимость тепловой энергии для потребителей увеличилась в 10 раз, горячей воды — примерно в 13,5 раз.

«От 40 % до 45 % энергии, по разным данным, тратится на отопление — это огромные цифры. Тем не менее, наиболее широко распространенный и обсуждаемый способ экономии сегодня в России — лампочки. Без комплексного подхода к реформированию всей структуры жилищно-коммунального комплекса, который включает в себя доставку энергии и контроль за ее расходованием, вряд ли что-то получится», — отметил исполнительный директор «Росизол».

Александр Фадеев подчеркнул, что сегодня строительство и реконструкция домов по энергосберегающим технологиям движется медленно — это единичные проекты, но никак не массовые. Повышение класса энергоэффективности с С на В составляет 1000 — 1200 рублей за один квадратный метр — лишь на 3 % дороже.

Программы реформирования ЖКХ предусматривают софинансирование мероприятий по энергосбережению, связанных с обновлением жилого фонда. Но действительно серьезного заказа на утепление домов в России нет, в отличие от Европы, где, например, с 2018 года все общественные здания должны быть с энергопотреблением близким к нулю. «Есть еще много других способов, где мы можем сэкономить энергию, но теплоизоляция — самый очевидный. Гораздо дешевле предусмотреть в проекте энергосберегающее решение сразу, чем потом утеплять существующие здания. Министерством регионального развития поставлена задача: к 2020-му году выйти на строительство 140 млн. кв. метров жилья в год. Чтобы обеспечить такое количество жилья, потребуется возведение нескольких электростанций. Мы же считаем, что доступным источником энергосбережения является использование качественной теплоизоляции. Есть существующие проекты, где энергопотребление в 3 раза ниже, чем в домах, не утепленных минеральной ватой. Специалистов по энергосбережению мало и, в основном, они работают в коммерческих структура — именно поэтому задачей становится информирование органов власти. Мы ведем этот диалог постоянно, и иногда нас слышат», — заявил А. Фадеев.

Мероприятие началось с небольшого эксперимента. В 3 одинаковых стакана налили вскипяченной воды:1-йстакан — прозрачный,2-й —покрытый жидкокерамической краской, а 3-й —слоем минеральной ваты. По окончании пресс-конференции с помощью лабораторного термометра была измерена температура во всех 3 стаканах. Эксперимент развеял миф о теплоизоляционных свойствах так называемой «нанокраски» или жидкокерамической краски. Температура воды в стакане, покрытом жидкокерамическим покрытием, оказалась всего на 1 градус выше, чем в прозрачном стакане с водой — 43 оC. Стакан, утепленный минеральной ватой, сохранил тепло во время всей конференции — 65 оC.

Со стороны журналистов было много вопросов о европейском опыте энергосберегающих домов и о финансировании этих проектов. Александр Фадеев рассказал, что в Европе домам присвоены соответствующие классы энергоэффективности, каждый житель знает какой расход энергии в приобретаемой квартире или доме, и сколько ему придется платить. На Западе также используются энергосервисные контракты — утепление дома производится за счет компании-производителя, а в течение определенного времени, например, 10 лет жители продолжают платить за услуги ЖКХ по старым расценкам, но жить совершенно в новых комфортных условиях. По истечении этого времени, когда расходы окупились, жители начинают платить меньше.

Исполнительный директор НП «Росизол» пообещал журналистам активно внедрять энергосбережение в ЖКХ и продолжать диалог с властями.


Некоммерческое партнерство «Росизол» — это профессиональная ассоциация, объединяющая ведущих производителей качественной минераловатной теплоизоляции в России. Партнерство было основано в 2002 году. На сегодняшний день «Росизол» является признанной и заслуживающей доверия организацией, главная задача которой заключается в популяризации использования современных минераловатных изоляционных материалов для решения задач в области энергосбережения, акустического комфорта и защиты окружающей среды. Ассоциация стремится развивать российский рынок качественных теплоизоляционных материалов и принимает активное участие в федеральных и региональных программах энергосбережения.